Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКамакура ► Хококудзи


"Бамбуковый" храм Хококудзи в Камакуре

Дзэн-буддийский храм Хококудзи (Hokokuji Temple) принадлежит большому монастырю Кентёдзи (Kenchoji) секты Ринзай (Rinzai). Он был основан в 1334 году по приказу Асикага Иетоки (Ashikaga Ietoki), который являлся дедушкой первого сёгуна династии Асикага, Такаудзи (Takauji). Монахом-основателем был выбран дзэн-буддийский священник Tengan Eko (посмертное имя - Butsujo-zenji). С 13 лет он был учеником известного монаха Mugaku Sogen, приглашенного из Китая и явившегося основателем храма Энгакудзи.

Другое, неофициальное, название Хококудзи – «Take Dera» (Бамбуковый Храм), поскольку его слава и популярность поддерживается прежде всего, благодаря великолепной бамбуковой роще, высаженной за главным Павильоном. Утверждается, что прогулка среди ухoдящих ввысь стволов, через верхушки которых пробиваются солнечные потоки, обостряет все пять человеческих чувств и вызывает состояние, близкое к эйфории.

Живописная дорожка, слегка поднимаясь, ведет посетителей к главным воротам темпла “Yakimon”. Как только вы ступаете на территорию комплекса, вы попадаете в тишину и покой пейзажного японского сада. Каменный фонарь, покрытый мхом, напоминает связь прошлого и настоящего. Будто отдыхая, в тени деревьев примостилась статуя буддийской богини. Журчит вода, истекающая из бамбукового желоба.

Здесь, среди этой идиллии, разыгралась кровавая драма, впрочем, характерная для Японии того времени. Наиболее трагичным моментом этой драмы явилось то, что в историю был вовлечен мальчик 13 лет, чей прах захоронен здесь же, на территории монастыря.

Для того, чтобы понять произошедшее, давайте заглянем в историю Камакуры. В 1333 году пришел конец камакурскому сёгунату, и на смену ему пришел сёгунат Муромати, ставка которого располагалась в Киото. Первым военным правителем (сёгуном) новой династии стал Takauji Ashikaga. Поскольку Камакура продолжала оставаться важным форпостом Восточной Японии, Takauji назначил своего сына, Motouji Ashikaga (1340-1358), первым губернатором Камакуры, контролирующим весь регион Канто (Токио и прилегающие префектуры). Вице-губернатором стал Noriaki Uesugi (1306-1368). Оба правителя происходили из знатных родов, которые, однако, соперничали на протяжении многих поколений. Их сыновья наследовали должность своих отцов, но противостояние продолжалось.

Трагедия разыгралась в начале 15-го столетия, когда четвертым губернатором Камакуры стал Mochiuji Ashikaga (1398-1439). В то время, дети по достижении 13 лет получали новое имя в связи с совершеннолением. В большинстве случаев, новое имя тех, кто принадлежал к правительсвенной верхушке, начиналось с китайского иероглифа – такого же, как в имени сёгуна. Если посмотреть на имена сегунов периода Муромати, можно видеть, что большинство их имен начинается с "Yoshi". Поэтому, когда сыну Mochiuji исполнилось 13 лет, отец дал ему имя Yoshihisa. Все, вроде, правильно. Но! Губернатор проигнорировал соблюдение традиций и не посоветовался предварительно с сёгуном. Вообще-то, пустая формальность, но вице-губернатор Norizane Uesugi тут же воспользовался оплошностью своего начальника и в знак протеста покинул Камакуру и уехал в свою родовую провинцию. Mochiuji расценил этот акт как восстание против властей и направил армию, чтобу убить строптивого вице-губернатора. Неожиданно, сёгун принял сторону Uesugi и направил свои войска в Камакуру. Оказавшись в опале, губернатору не оставалось ничего другого, как совершить ритуальное самоубийство – сеппуку. Его сын, 13-летний мальчик, последовал примеру отца и тоже совершил сеппуку, которое произошло на территории храмового комплекса Хококудзи. Что же чувствовал ребенок в последние минуты своей жизни, умирая здесь, среди этой красоты, вся вина которого заключалась лишь в том, что отец неправильно дал ему имя!

Первоначально храмовый комплекс был выполнен в очень традиционном стиле, строения покрывали соломенные крыши, придававшие особенное «сельское» очарование и гармонию с окружающей природой. Многие строения, в том числе, главный павильон, были уничтожены Великим землетрясением Канто 1923 года, и сейчас только колокольная башня напоминает о прошом.

Объектом поклонения, установленном в главном павильоне, является Shaka-nyorai-zazo (сидящий Будда). Это изображение, которому присвоено звание Культурного Достояния, вырезал мастер буддийской скульптуры Такума Хоген (Takuma Hogen).

Прекрасную атмосферу дзэн-храма, где можно в тиши и покое подумать о Вечном, создает небольшой сад камней со старыми скальными обломками, покрытыми мхом.

На территории храмового комплекса круглый год что-то цветет, даже зимой можно полюбоваться цветущими камелиями, зимним жасмином, а уже с начала февраля сад наполняется сладким ароматом цветущей сливы.

Там, где сейчас находится бамбуковая роща, когда-то располагался вспомогательный павильон, где монах основатель Butsujo-zenji (его прижизненное имя - Tengan Eko) проводил время, постигая основы дзэн-буддизма и писал стихи. Священник высшего ранга, он был учеником известного монаха Mugaku Sogen, приглашенного из Китая и явившегося основателем храма Энгакудзи.

В дальнем уголке бамбуковой рощи находится небольшой сувенирный павильон и веранда, где можно не спеша попить зеленого чая с японскими сладостями.

Ваш гид в Японии,
Ирина

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика