Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииЛюди, традиции



Партнеры сайта

Сумо: спорт или ритуал?


Расписание турниров на 2017 г.:

08.01.2017 - 22.01.2017 (Токио). Начало продажи билетов 3 декабря 2016
12.03.2017 - 26.03.2017 (Осака). Начало прожажи билетов 5 февраля 2017
14.05.2017 - 28.05.2017 (Токио). Начало продажи билетов 8 апреля 2017
09.07.2017 - 23.07.2017 (Аити). Начало продажи билетов 25 мая 2017
10.09.2017 - 24.09.2017 (Токио). Начало продажи билетов 5 августа 2017
12.11.2017 - 26.11.2017 (Фукуока). Начало продажи билетов 7 октября 2017

История сумо

Согласно японской легенде, японцам было разрешено свыше поселиться на японских островах после того, как синтоистский бог Такемиказути выиграл схватку сумо у вождя варварского племени.

Доподлино известно, что сумо возникло в Японии около 2000 лет назад. Однако, до начала 17 века сумо не являлось видом спорта, предназначенным для развлечения публики. Предназначенное первоначально для того, чтобы задобрить богов во время фестивалей, превратившись со временем в один из видов спортивных состязаний, сумо однако не утратило свои религиозные корни. И сейчас в сумо проявляются многие из обрядов, пришедшие из Синто.

Первые матчи были своего рода ритуалом, посвященным богам, во время которого молились за урожай. Они проводились вместе со священными танцами и драматическими представлениями на специальных площадках при синтоистских храмах (шрайнах).

В период Нара (8-е столетие) сумо был представлен Императорскому Двору. Для проведения состязаний называемых sechie-zumo, собирали борцов по всей стране. Фестиваль борцов проводился ежегодно и включал музицирование и танцы, в которых участвовали борцы-победители.

Первые матчи напоминали жесткие бои без правил с элементами боксирования и борьбы. Однако, при поддержке Императорского Двора, постепенно были сформулированы правила, и сумо становилось все более пожим на то, что мы видим сегодня.

В 1192 г. в Камакуре сформировалось военное правительство и последовавшие за этим жесткие приемы ведения войны. Сумо рассматривалось в основном с точки зрения пригодности для военных целей и как средство повышения эффективности тренировки солдат.

После объединения различных воюющих группировок под началом сёгуната Токугава в 1603 году, в стране наконец установился относительный мир. Последовал период процветания, который ознаменовался ростом благосостояния нового купеческого сословия. Организовывались группы профессиональных борцов сумо для развлечения публики, и сумо превратилось в один из видов национального спорта. Сегодняшняя Ассоциация Борьбы Сумо (Japan Sumo Association) выросла из тех самых групп, формировавшихся в период Эдо.

Правила cумо

Ринг сумо носит название dohyo, это название происходит от связок рисовой соломы, которые выделяют его основные части.

Квадратный помост из глины специальных сортов имеет размеры (5,5 х 5,5 м). Твердая поверхность покрыта тонким слоем песка – символ очищения в синтоизме. Поединок проходит на ограниченном соломенными жгутами пространстве внутреннего круга, имеющим около 4,55 м в диаметре. Над рингом на канатах с потолка свисает крыша, символизирующая синтоистское святилище с четырьмя гигантскими кисточками по углам, символизирующими времена года: белый цвет – осень, черный – зима, зеленый – весна и красный – лето).

Борцы сумо называются rikishi.

Победителем считается тот, кто вытолкнет противника за пределы внутреннего круга или опрокинет его на помост. Проиграть матч не обязательно означает упасть на ринг или полностью выйти за пределы круга. Rikishi, дотронувшийся до земли любой частью тела (коленом или даже пальцем или прядью волос), считается проигравшим. Или же его палец или пятка зашли за пределы соломеного каната, ограничивающего ринг. Запрещено драться кулаками, дергать за волосы, тыкать в глаза, душить, бить в живот или в грудь. Также против правил хватать за части пояса, прикрывающие жизненно важные органы.

Поскольку в сумо нет ограничений по весу, как например в боксе или борьбе, для rikishi возможно сражаться с противником, превосходящим его по весу в два раза.

За год проводится шесть Больших турниров: три в Токио, и по одному в Осаке, Нагое и на Кюсю. Турнир длится пятнадцать дней, каждый рикиси сражается один раз в день с различными противниками. Победитель турнира, тот у кого наибольшая разница побед и поражений, в последний день соревнований награждается Императорским Кубком. Также существует три дополнительных приза:

shukun-sho – для борца, выигравшего у большего числа yokozuna (великих чемпионов) и ozeki (чемпионов),
kanto-sho – за боевой дух,
gino-sho – за технику.

Чтобы зазлужить любой из этих призов, rikishi должны также победить не менее, чем в восьми из пятнадцати поединков.

Banzuke (классификация сумоистов)

В настоящее время в сумо выступает около 800 профессиональных борцов. Существует официальный классификационный список, называемый banzuke. После каждого Большого турнира banzuke пересматривается, повышая или понижая ранг сумоистов, в зависимости от их выступления за пятнадцать дней соревнований. Вanzuke публикуется в старинном каллиграфическом стиле.

Rikishi произвольно делятся на «восточную» и «западную» команды, хотя эти команды не соревнуются между собой и совсем не обязательно, что борцы должны сражаться с противниками из противоположной команды. В banzuke жирным шрифтом представлены имена rikishi высшего эшелона - maku-uchi. Maku-uchi подразделяется на пять категорий:

1. Yokozuna
2. Ozeki
3. Sekiwake
4. Komusubi
5. Maegashira

В списке maku-uchi не более 42-х имен.
Все более мелким шрифтом пишутся имена борцов более нижних рангов: juryo и makushita, а под ними – san-dan-me, jo-ni-dan и наконец, jo-no-kuchi.

Во время проведения Большого турнира, ежедневно выходят на помост борцы, рангом не ниже makushita.

Матчи начинаются утром соревнованиями борцов нижней классификации, постепенно в борьбу включаются все более именитые спортсмены, и под конец дня на дохё выходит yokozuna – великий чемпион.

В настоящее время среди борцов сумо находятся два действующих yokozuna, их имена знает каждый японец - это Asashoryu и Hakuho.

Звание yokozuna уникально. За последние триста лет, с тех пор, как был учрежден этот титул, его удостоились только 69 rikishi. Yokozuna, единственный из всех не можен быть понижен в классификационной таблице, даже если он неудачно выступил на турнире. Если yokozuna начал «сдавать», ожидается, что он уйдет на заслуженный покой, нежели будет продолжать неудачные выступления. Прежде, чем спортсмен будет рассматриваться как предендент на звание yokozuna, он должен выиграть подряд два Больших турнира, будучи уже в звании оzeki - чемпиона. Он должен доказать, что его мастерство растет от турнира к турниру, и быть человеком, морально достойным такого высочайшего звания.

Классифиация rikishi определяет стиль его прически. Прическа, которую носят juryo и maki-uchi более замысловата и называется o-icho-mage, что означает лист дерева гингко, в виде которого завязаны волосы на темени. Борцы более нижнего ранга носят упрощенную прическу chon-mage – узел, завязанный бумажной тесьмой.Эти прически берут свое начало в эпоху периода Эдо и сохранились не только благодаря традициям, но и потому, что они защищают голову при падениях.

Церемонии в сумо

Сумо полностью сохранило свой формализованный ритуал и этикет, что делает его уникальным среди других видов спорта. Каждый день турнира, непосредственно перед тем, как будет объявлен график матчей maku-uchi, проходит красочная церемония «восхождения на ринг» (dohyo-iri). В соответствии с рангом, на помост выходят борцы одной из команд maku-uchi, одетые в церемониальные фартуки (kesho-mawashi). Эти фартуки, выполненные из шелка, богато украшены вышивкой с золотой бахромой. Их стоимость начинается с 4-5 тыс. долларов. Rikishi поднимаются на помост и выполняют короткий старинный ритуал, после чего их сменяет другая команда, заходящая на ринг с другой стороны. Утром того же дня аналогичная церемония проходит для борцов нижнего ранга (juryo).

Лидирующая роль в церемонии dohyo-iri принадлежит yokozuna. Yokozuna появляется в сопровождении старшего рефери (gyoji) и двух maku-ichi rikishi, одетые в фартуки kesho-mawashi. Один из них несет меч. Над фартуком у yokozuna надет толстый плетеный канат из конопли. Весящий 11-16 кг, он завязывается узлом на спине и украшен спереди зигзагообразными полосками бумаги. Эти полоски бумаги являются религиозным символом и встречаются в синтоистских храмах и на домашних алтарях.

В то время, как рефери - gyoji и два ассистента замирают полуприсев на ринге, yokozuna с величайшей тщательностью исполняет ритуал dohyo-iri. После первого хлопка руками, призывающего внимание богов, он вытягивает руки по сторонам и поворачивает их ладонями кверху, показывая отсутствие у него оружия. Затем он высоко поднимает по сторонам сначала одну ногу, потом другую, опуская их на помост с оглушительным треском, прогоняя злых духов с ринга. После того, как он в сопровождении ассистентов покинет помост, на дохё поднимается другой yokozuna и церемония повторяется.

Заключительным ритуалом в конце каждого дня соревнований исполняется «танец с луком» (yumitori-shiki). После финального матча специально выбранный makushita rikishi поднимается на помост. Gyoji вручает ему лук, с которым тот исполняет свой танец. Эта церемония была принята в период Эдо, когда победивший rikishi получил лук в качестве приза и, чтобы показать свою радость, исполнил танец. Этот танец призван передать чувство радости от имени всех победителей прошедшего дня.

Рефери (gyoji) и судьи

Не менее колоритными фигурами в сумо являются рефери (gyoji). Они облачены в кимоно, стиль и рисунок которых повторяет те, что носили самураи в камакурский период 800 лет назад. Их черные судейские шляпы напоминают традиционный головной убор синтоистских священников. Также как и rikishi, рефери классифицируются по рангу, и только рефери высшей классификации (tate-gyoji) имеют право судить матч, в котором принимает участие yokozuna. Ранг рефери можно определить по цвету кисточки на его веере: фиолетовый или фиолетовый с белым – для tate-gyoji, красный – для san-yaku, красный с белым – для maku-uchi, синий с белым – для juryo и синий или черный – для нижних рангов.Рефери высшего ранга одеты в tabi – японские носки с одним пальцем и zori – соломенные сандалии, в отличие от рефери нижних рангов, которым обувь не полагается вообще.

Gyoji поднимаются на помост с борцами и выкрикивают их имена специально тренированным высоким голосом. Правилом для каждого rikishi является выбрать себе поэтическое имя сумоиста. Некоторые выбирают имена – производные от имени своего наставника или места рождения. Наиболее часто встречаются имена, оканчивающиеся на –yama ( гора), –gawa (река) или –umi (море). Сигнал к началу схватки gyoji подает с помощью веера, и во время матча внимательно следит за всеми движениями борцов, подбадривая их своими выкриками.

Вокруг помоста воссидают судьи, одетые в строгие черные кимоно. Эти судьи выбираются из числа toshiyori. Если возникает сомнение в решении рефери, судьи поднимаются на помост для решения вопроса. Они могут отменить решение рефери или назначить повторение матча. На любом матче присутствует пять судей.

Ритуал shikiri

На борцах сумо во время матча не одето ничего, за исключением шелковой набедренной повязки, называемой mawashi. Повязка имеет около 9 м в длину и около 70 см в ширину. Она сворачивается в шесть слоев и затем оборачивается вокруг талии от четырех до семи раз, в зависимости от объема спортсмена. Mawashi – самая главная часть экипировки rikishi. Можно сказать, что она полностью определяет борьбу сумо. Существует семьдесят способов, позволяющих одержать победу, большинство из которых достигается определенными захватами пояса противника. Веревки, свисающие спереди mawashi, выпонены из накрахмаленного шелка и, поскольку предназначены лишь для украшения, могут быть отброшены, как это часто делается во время матча.

После восхождения на помост, каждый rikishi выполнеят серию определенных ритуальных движений. Для очищения своей души и тела, он ополаскивает рот водой и вытирает тело бумажным полотенцем. Также, как yokozuna во время церемонии doho-iri - восхождения на помост, он поднимает руки и топает ногами, изгоняя злые силы. Кроме того, борцы разбрасывают по рингу соль, что символизирует обряд очищения. Также это означает защиту от возможных ранений. Однако, разбрасывание соли – это привилегия только maku-uchi, juryo и maku-shita rikishi.

Борцы садятся на корточки напротив друг друга в центре ринга, припадая к земле кулаками в позе «готовности» и с яростью смотрят в глаза противника. Эта часть ритуала называется shikiri.

Однако, схватка не начинается сразу, а перед этим проходит своего рода «холодная война». Борцы расходятся вновь по своим углам за новой горстью соли, и ритуал повторяется снова и снова и длится до четырех минут, положенных правилами. (Jiryo rikishi имеют только три минуты, а борцы самого низкого ранга начинают бороться сразу же). Теоретически, борцы выжидают того психологического момента, когда оба готовы для схватки. Эта процедура дает рикиси время настроиться на схватку, а также доводит напряжение зрителей до предела.

Для тех, кто считает, что данный ритуал слишком затягивает матчи, будет небезинтересно узнать, что ограничение времени на эту процедуру было введено совсем недавно. В давние времена матчи сумо могли затягиваться бесконечно. В 1928 году было впервые введено ограничение по времени 10 минут, затем это время было сокращено до семи минут, затем – до пяти, и наконец, до четырех. Схватка сама по себе чаще всего длится всего лишь несколько секунд, но для настоящих поклонников сумо этот короткий момент наполнен высшей степенью драматичности.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика