![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио |
||||
Главная ► Рассказы о Японии ► Киото ► Дайтоку-дзи |
Дайтоку-дзи - «храм Великого Достоинства»Daitoku-ji (大徳寺) – это огромный комплекс, покрывающий площадь более 23 гектаров. Когда-то Дайкоку-дзи был маленьким монастырем, основанным в 1315 году буддийским монахом Shūhō Myōchō, который известен под именем Daitō Kokushi. Обычно приводится буквальный перевод его имени: «народный Учитель Великого Светильника». Я бы перевела как «Учитель, несущий Свет народу», хотя, возможно, я ошибаюсь, и император Go-Daigo, давший монаху такое прозвище, вкладывал в него совсем иной смысл.
В 1325 г. монастырь превратился в молитвенное место императорского Двора. Церемония посвящения состоялась в 1326 г.,
в этом же году были готовы новые залы, и именно этот год считается годом основания темпла.
Дайкоку-дзи испытал небывалый расцвет после того, как военный правитель Тоётоми Хидэёси устроил здесь похороны своего патрона, Ода Нобунага (1534 –1582), построив на месте захоронения небольшой храм Сокэн-ин (Soken-in). С тех пор среди военных феодалов считалось хорошим знаком учреждать в комплексе Дайтоку-дзи свой малый храм, в качестве демонстрации своего могущества.
Сейчас, как я уже упомянула выше, это огромный комплекс, состоящий из более чем двадцати относительно самостоятельных храмов,
и это одно из лучших мест в Японии, где можно ощутить дух дзэн-буддизма, передаваемый архитектурными особенностями
строений и неповторимым садовым дизайном.
Итак, через внешние ворота мы входим с вами на территорию комплекса. Мы оказывается в своего рода небольшом городке с расходящимися улицами и сплошными каменными заборами, за каждым из которых скрывается своя буддийская обитель. Малая часть этих обителей отрыта для посетителей, в некоторые можно заглянуть через распахнутые створки дверей, а некоторые – спрятаны от постороннего взгляда за наглухо запертыми воротами.
Справа от входа взгляд привлекают довольно внушительные постройки, выстроившиеся в ряд. Это – основные строения: массивные ворота Санмон (Sanmon), зал Будды (Butsuden), Зал Хатто (Hattou). Обычно они закрыты для публики, однако, имеется возможность лицезреть внутреннее убраство зала Будды через решетчатые окна.
Пройдем дальше.
Здесь находятся несколько садов, типичных для храмов дзэн, каждый из которых имеет свою философию. Tokekiko – самый маленький в Японии сад камней, но несмотря на мизерную величину, он довольно известен среди буддийских дзэн-монахов. Мы видим плоский камень, вокруг которого, как круги на воде расходятся волны из белой гальки. Эти круги символизируют следы от падающей капли воды. Капля за каплей, и вот уже собирается маленький ручеек, он становится все больше, превращаясь в большую реку и, наконец, этот поток образует большой океан. Каждая маленькая капля необычайно ценна, поскольку дает начало огромному океану.
Isshidan – название этого сада напоминает о мастере Токее (Tokei, 1454-1518) – основателе храма Ryogen-in,
который достиг просветления, в молчаливой улыбке взирая на Будду Шакъямуни, держащего цветок. Учитель Токея назвал его келью
“Ryozen isshi no ken” (Дом одинокой ветки на высокой скале), и это впоследствии дало название саду. Isshidan – это своего рода
уникальный сухой сад «каресансуй», в котором удалены все посторонние предметы и изображен идеальный мир горы Penglai,
как описано в философии Даосизма. Гора Penglai упоминается в рассказах о чудесном острове, на котором живут мудрецы,
обладающие элексиром бессмертия. Группа камней в правом углу символизирует остров Журавля, слева скальные обломки и
мох изображают остров Черепахи, а белая песочная река вливается в обширный океан.
Ryogintei - сад, созданный в период Муромати (1336-1573), является старейшим в комплексе Дайтоку-дзи и представляет
собой замечательный пример сада, характерного для дзэн-буддийских храмов. Композиция олицетворяет гору Sumeru,
которая по поверьям находится в центре Буддийской Вселенной. Вот как описывают гору Sumeru священные буддийские тексты:
«Она из золота и светит подобно огню. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый,
цвет северной стороны — красный, цвет южной стороны — жёлтый, цвет западной стороны — чёрный. Высота её 86 000 йоджан
(1 йоджан=1,6 км - прим. автора), из которых в земле находится 16 000. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища,
в которых обитают различного рода духовные существа. Вокруг горы находится водоём Манаса (в саду Ryogintei его символизирует
ковер из зеленого мха - прим. автора). У горы Меру есть семь узлов (больших гор),
а маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди».
Интересно также внутреннее убранство храма. Рисунки на стеновых панелях помогали монахам настроиться на определенный лад в их практических занятиях. В первоначальном виде воссозданы малюсенькие "клетушки", площадью всего в два соломенных мата "татами". Здесь монахи отдыхали ночью (сидя!) или медитировали в стороне от посторонних глаз. (фото на ленте слева)
Вообще-то, на самом деле, никто не может точно сказать, что случилось с телом Нобунага. Как известно, после совершения сеппуку, его тело сгорело вместе с храмом Honnôji, где великий воин встретил свою смерть, а в разных источниках вы найдете разные места захоронения Нобунага. Можно говорить о том, что в храме Soken-in покоится часть останков, но главные поминальные действа проходили именно здесь. На этом же кладбище - могилы ста самураев, до конца выполнивших свой долг и погибших вместе с господином (1582 г.)
Среди посетителей храм известен, прежде всего, благодаря кленовым деревьям, окрашивающимся в ноябре яркими осенними красками. Длинная узкая тропа, ведущая от ворот к основным зданиям – это своего рода символ Кото-ин, изображенный, в том числе, на официальных буклетах. В сезон не так то просто поймать красоту этой аллеи в объектив камеры: каждые несколько секунд на ней появляются туристы. Фотографы-любители выстраиваются в длинную очередь задолго до открытия, в надежде сфотографировать храмовые постройки и сады без посетителей, они бегом устремляются на внутреннюю территорию в надежде успеть щелкнуть затвором. Это тем более смешно, что ко времеми открытия храма получается самое большое столпотворение...
Кото-ин известен тем, что здесь находится могила Izumo-no Okuni - той самой гейши, благодаря которой возник театр Кабуки. Да-да, не удивляйтесь: Кабуки, где, как известно, играют одни мужчины, был придуман и основан женщиной, и поначалу в этом театре все роли исполнялись только женщинами. Это уже потом... Впрочем, об этом мы поговорим в другом рассказе.
Считается, что на территории Кото-ин находятся одни из самых изысканных чайных садов. Впрочем, не буду больше тратить слова, как известно, лучше один раз увидеть... Так что смотрите сами:
ИНФОРМАЦИЯ:
Официальное название: Daitoku-ji (大徳寺
Ваш гид в Японии, Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт. |
©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом |
|