Катори Дзингу - храм, которому двадцать шесть веков
Синтоистское святилище Катори Дзингу расположено на вершине холма. К
святилищу, поднимаясь под небольшим уклоном, ведет широкая аллея,
вдоль которой
выстроилось огромное количество каменных фонарей. На фонарях изображены
олени - посланники синтоистских богов. Так, потихоньку приближаясь к
конечной цели маршрута, вы настраиваетесь на встречу с божественным духом,
которому посвящен храм Катори - один из двевнейших в Японии.
Каменные фонари святилища Катори
Обратимся к истории. Считается, что мифы, повествующие о возникновении
и становлении японского государства, отражают реальную борьбу за власть
между родовыми кланами древней Японии.
Японские же легенды говорят о том, что были
времена, когда правил Землей Кунинуси-но Ками - бог добрый и гуманный, посадивший
на Земле травы и деревья, научивший человека искусству врачевания и
заложивший основы мирного сосуществования людей и животных.
Несмотря на вышеперечисленные добродетельные качества, жизнь его была
полна трагического противостояния с другими богами, которые не уставали
выдумывать все новые и новые средства расправы. Будучи неоднократно
умерщвлен одними богами, Кунинуси-но Ками бывал столько же раз воскрешен их
другими собратьями. Вот такая политическая борьба в божественном стане.
Наконец, небесные боги решили покончить с правлением этого, в общем-то,
успешного во всех отношениях земным коллегой: они посылают на Землю двух
своих представителей - Фуцунуси-но Ками и Такэмикадзути-но Ками.
Разные мифологические источники по разному описывают противостояние
Бога Небесного и Бога Земного. Не вдаваясь в подробности, остается
констатировать: небесные силы одержали вверх, враг позорно отступил,
а их состязание считается первым поединком знаменитой японской борьбы сумо.
Весь этот переворот был затеян с одной целью: подготовить жителей Японии
к появлению правителя Ниниги-но Микото, приходившегося внуком
верховной богини Солнца Аматэрасу. Внук же Ниниги-но Микото, Дзимму Тэнно,
в 660 г. до н.э. воцарился на престоле японских императоров и положил начало
династии, которая не прерывается до сих пор.
Торжества по случаю воцарения на трон проходили в том месте, где нога
небесного посланника, Такэмикадзути-но-ками, впервые коснулась земной
тверди. Естественно, что по этому случаю было учреждено синтоистское
святилище Касима (сейчас это самый юг префектуры
Ибараки). А 18 лет спустя,
в 642 году до н.э., чуть западнее, у деревни Катори (сегодня это север
префектуры Тиба), было заложено еще одно святилище, посвященное уже
другому посланнику, Фуцунуси-но-ками. Вот в этот синтоистский храм,
который называется Катори Дзингу (Katori Jingu), мы с
вами и отправимся.
Входные ворота - тории, ведущие на территорию храмового комплекса.
Мы пройдем с вами под огромными воротами - ториями, напоминающими птичий
насест. По пути к храму нам предстоит еще не раз пройти через ворота, и чем
больше их встретится на нашем пути, тем больше мы оставим позади бренных
земных забот, постепенно "очищаясь" для общения с божественными силами.
А идем мы с вами на встречу с Фуцунуси-но Kами (Futsunushi-no Kami) - синтоистским
божеством, который ни много, ни мало, почитается Императорским домом
как хранитель японского народа.
Пейзажный садик с прудом
Этому божеству посвящено более двух тысяч святилищ, разбросанных
по всей стране. Но именно Катори Дзингу является особо почитаемым во всех
слоях общества. Фуцунуси-но-ками, который носит звание Повелителя Меча,
известен своей выдающейся воинской доблестью, именно поэтому он почитается
как хранитель мира, защитник от неудач и источник победы. Как известно,
в старой Японии воины-самураи представляли особый, привилигированный слой
населения. Огромное их число стекалось из разных уголков страны, совершая
паломничество в храм Катори, испрашивая помощи и удачи на ратной службе.
В современной Японии, где воины уже лишены такого высокого статуса,
Фуцунуси-но ками покровительствует также миротворцам, охранникам,
дипломатам. Кроме того, от приносит удачу в делах, является хранителем
брачных уз... Так что не зарастает к нему народная тропа.
Внутренние ворота - тории
В стародавние времена только трем синтоистским храмам было разрешено
носить высокое звание «дзингу» («святилище»). Это был верховный синтоистский
храм Исэ, посвященный богине Аматэрасу; вышеупомянутый храм Касима; а также
святилище Катори, о котором мы ведем рассказ. Это подчеркивает высочайший
уровень значения Катори Дзингу для японского государства. В обязательный
ритуал входило ежегодное посещение храма императорскими посланниками.
Кома-ину, каменные собаки, охраняют храм от проникновения злых сил
В соответствии с древними традициями, святилище перестраивалось каждые 20
лет. Для этого на прилегающей территории возводят точную копию постройки,
после чего проводят торжественный ритуал перенесения религиозных святынь
на новое место, а старое здание разбирают. Практическое значение этого
действа заключается в том, что в сыром и теплом климате японский кипарис,
из которого строится храм, быстро гниет. Однако для японцев более ценно
метафизическое обоснование, означающее полное очищение и обновление.
По прошествии веков в Японии стали уделять большее значение сохранению
первоначальных построек памятников архитектуры. Храм Катори также
отказался от древней традиции, и его последняя полная перестройка
произошла более 300 лет назад, в 1700 году, при пятом сёгуне династии Токугава,
Цунаёси (Tokugawa Tsunayoshi). К этому же году относится возведение
ворот Ромон (Rоmon Gate). Теперь при необходимости ведутся лишь
реставрационные работы, в последний раз ремонт проводился около 40 лет назад.
Ворота Ромон, построенные в 1700 г., объявлены Важным Культурным Достоянием.
Табличка на фасаде ворот ("Katori-Dai-Jingu") была написана рукой знаменитого адмирала Togo Heihachiro,
которого западные журналисты называли Нельсоном Востока.
Если говорить о синтоистском святилище Катори, нельзя не упомянуть
знаменитую школу боевых искусств Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю – одну из
древнейших в Японии. На территории комплекса находится могила основателя
этой школы - Иидзаса Тёисай Иэнао. Он родился в 1387 году в семье самурая
недалеко от того места, о котором идет речь (сейчас это город Тако-мати,
преф. Тиба). С юных лет Тёисай прославился как непревзойденный мастер
владения мечом, не проигравший ни одного поединка. Пройдя обучение в Киото,
он служил при дворе сёгуна Асикага Ёсимаса и, достигнув высшего мастерства,
получил титул Ямасиро но ками 山城之神 (покровитель и защитник провинции
Ямасиро). Впоследствии Тёисай вернулся на родину, где верой и правдой служил
клану Тиба, участвовал в нескольких крупных сражениях, а также обучал
молодых воинов искусству боя.
Перед тем, как приблизиться к храму, необходимо ополоснуть руки и рот
в специальном источнике (в левом углу на картинке)
После падения рода Тиба, бывший воин решил
обратиться к религии: расставшись с семьей, он постригся в монахи
эзотерической школы Сингон. Святилище Катори получило от Иидзаса Тёисай
Иэнао щедрый подарок – 1000 коку риса (1 коку риса = 160 кг), что примерно
составляло годовое жалование. Когда же Тёисаю исполнилось 60 лет, он принял
решение отслужить в этом святилище тысячедневную службу, состоявшую в
выполнении сложных аскетических обрядов и очистительных практик.
Стремление к духовному совершенству совмещалось с тяжелыми воинскими
тренировками, что не считалось чем-то предосудительным для монахов.
По преданию, именно в этот период его посетило видение, в котором бог
Фуцунуси-но Микото предсказал нашему монаху-воину стать самым знаменитым
учителем фехтования. После этого Иидзаса Тёисай Иэнао основал собственную
воинскую школу, которую назвал Тэнсин Сёдэн Катори Синто – рю (Тэнсин Сёдэн
переводится как «передача божественной истины»). Таким образом, Тёисай
считал, что он соединил воинское единоборство и духовные практики.
«Побеждать, не вынимая меча из ножен - вот на чем построена школа
божественного меча», - так говорится в трактате школы Тэнсин Сёдэн Катори
Синто – рю. Иидзаса Тёисай Иэнао прожил долгую жизнь: он умер в возрасте
102 лет и, как я уже упоминала выше, был похоронен недалеко от святилища
Катори Дзингу. Каждый новый ученик этой старейшей в Японии школы единоборств
считает своим долгом прежде всего совершить паломничество «к истокам» -
в храм Катори, чтобы получить частицу силы и духа Учителя.
Синтоистское святилище Катори Дзингу - Важное Культурное Достояние
В синтоистском святилище Катори проводится большое количество религиозных
праздников. Все фестивали я перечислять не буду, упомяну лишь некоторые.
В первые выходные апреля проводится фестиваль "Otaue-sai", в честь
посадки риса.
15 апреля празднуется "Jinko-Sai". Во время праздника дух Фуцунуси-но Ками
переселяется из храма Катори в богато украшеный паланкин (микоси) и отправляется,
частично по воде, частично по земле,
навестить своего "коллегу", Такэмикадзути-но Ками, в храм Касима Дзингу.
Все это сопровождается ритуальными танцами и показательными выступлениями
школ боевых искусств, относящихся к обоим храмам. 1 сентября божество
Такэмикадзути нанесет ответный визит.
Самый грандиозный фестиваль проходит в храме Катори один раз в 12 лет, в год
Лошади - животное, особо почитаемое в религии синто. Последний раз празненство
проводилось в 2014 году, так что следующий раз наступит не скоро.
Святилище Катори построено в стиле Гонген, в котором главный храм,
средний храм и зал для богослужений соеденены друг с другом.
Информация:
Официальное название: Katori Jingū (香取神宮)
Религия: Shinto
Объект поклонения: Futsunushi-no Kami, Iwai-nushi-no Kami
Дата основания: 642 г. до н.э.
Вход: свободный
Телефон: 0478-57-3211
Адрес: 1697-1 Katori, Chiba Prefecture 287-0017
Официальный сайт (яп):
http://www.katori-jingu.or.jp/index.htm
Ваш гид в Японии,
Ирина
Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта
http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.
|